Элементарные формы религиозной жизни

Элементарные формы религиозной жизни
        «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ» («Les formes elementaires de la vie religious») — работа Э. Дюркгейма, вышедшая в свет в 1912 в Париже. В ней Дюркгейм выступает не только как социолог, но и как один из основателей социальной эпистемологии. Дюркгейм выводит такие традиционно эпистемологические категории, как пространство, время и причинность, из социальной структуры «примитивных» обществ, обосновывая тезис о том, что «классификация вещей воспроизводит классификацию людей». Методология Дюркгейма состоит в том, что познание института возможно лишь генетически: через нахождение его элементарных форм, которые, однако, возможно эксплицировать исключительно в обращении к историческому прошлому коллектива. Дюркгейм стремится выявить те фундаментальные характеристики, которые свойственны религиозной ментальности в самом общем смысле слова, включая многообразие религиозных групп и участвующих в них индивидов, а также формы проявления религиозности — теологические диспуты, варьирующиеся ритуалы и т.д.
        Для решения этой задачи Дюркгейм обращается к методологии естественных наук, в частности к биологии, где на основе непосредственного, эмпирического наблюдения за одноклеточными организмами формируется абстрактное представление и возникает категория живого как такового. Дюркгейм исходит из того, что для поисков конкретных форм абстрактной ментальности требуется анализировать однородную среду. Современность же, по его мнению, такой возможности не предоставляет в силу ее чрезвычайной комплексности, препятствующей выявлению в ней чего-то фундаментально-общего. Возвращение в прошлое как раз и облегчает такого рода редукцию. Применительно к обществу это означает, что для экспликации абстрактного-общего следует искать исторические формы коллективного-общего, которое как нечто коллективно-однородное как раз и обнаруживается в примитивных обществах, где развитие индивидуальности незначительно и ареалы групп малы. Поскольку члены родового коллективаосуществляютсходную деятельность в сходных же обстоятельствах, конформизм поведения переходит в конформизм мышления.
        Этот конформизм Дюркгейм обозначает понятием «коллективных репрезентаций», являющих собой результат кооперации членов коллектива во времени и пространстве, результат «комбинации и объединения их идей». Лишь такая коллективность идей объясняет тот факт, что разум получил возможность выйти за пределы эмпирического знания. Коллективность общей жизни ведет к тому, что в разуме индивида локализуется «социальное существо», общество, понимаемое Дюркгеймом как набор эпистемологических понятий, которыми оперируют члены коллектива, — пространство, время, причинность и др.
        Человек, одновременно как индивид и участник коллектива, оказывается двойственным, и эта двойственность коррелятивна двум родам знания. Первое — эмпирическое и индивидуальное — связано с единственно возможной точкой зрения из единственно возможной пространственно-временной позиции. Второе — следствие надындивидуальных возможностей восприятия, учета не только своей собственной точки зрения и позиции, но и позиций, занимаемых др. членами коллектива. Именно такой учет обуславливает способность не только воспринимать, но и мыслить категориально, т.е. производить обобщения, выражать свой опыт в словах (ведь каждое слово словно автоматически запускает генерализацию; так, дерево как слово или понятие превращается в переменную, пробегающую много различных перцептивных объектов, воспринимаемых уже с гипотетической позиции Другого, что словно дополняет конкретное индивидуальное восприятие). Так, коллективность восприятия превращает презентацию того или иного индивидуального объекта в сознании в его репрезентацию.
        Возникающие категории, особенно причины, пространства и времени, как средства организации восприятия, словно раздробили качественно определенную неоднородность мира на количественно определяемые и воспроизводимые дистанции и моменты. Но категории, как инструменты коллективной ориентации рода, до поры до времени (до появления религии) оставались вне поля зрения коллектива. Анализируя самые разные религиозные верования, Дюркгейм обнаруживает в них общую черту, которая только и делает возможным появление категорий в указанном смысле: они предполагают классификацию явлений, идей, событий благодаря разграничению священного и повседневного.
        Лишь появление религии как своего рода первой эпистемологии делает возможным размышление над самими категориями, над причинами всего существующего, в качестве которых выступают те или иные сакральные силы, боги и духи; над пространством как над границей между родовым обществом и природой, которые символизируются и тематизируются в тотемистических верованиях; над религиозно осмысляемым временем как над границей между прошлым героев и предков и будущей загробной жизнью души.
        А.Ю. Антоновский

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Элементарные формы религиозной жизни" в других словарях:

  • Дюркгейм, Эмиль — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения …   Википедия

  • Дюркгейм Эмиль — (Durkheim) (1858 1917), основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально психологических и биологических направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил… …   Энциклопедический словарь

  • ДЮРКГЕЙМ —         (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн. «L Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние …   Философская энциклопедия

  • Дюркгейм Э. — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • Дюркгейм Эмиль — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • Э. Дюркгейм — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • Эмиль Дюркгейм — Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль социологии, изучающая религию как сферу культуры, как социальный феномен. К факторам, обусловившим возникновение С.Р. можно отнести: идеологию французского Просвещения, сформировавшую критический интерес к религии как социальному… …   Социология: Энциклопедия

  • Дюркгейм, Эмиль — (Durkheim) (1858 1917) французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал… …   Политология. Словарь.

  • ДЮРКГЕЙМ — [франц. Durkheim] Эмиль (15.04.1858, Эпиналь 15.11.1917, Фонтенбло), франц. социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению. Биография Род. в семье раввина. С детства изучал евр. язык, Свящ. Писание и Талмуд, но постепенно стал отходить от …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»